Художники Владивостока Курилам - статья к выставке. (Аркаим)

15.02.2017
автор Анна Копытина
Дух свободы.

Коллективная выставка «Художники Владивостока Курилам» по всем параметрам была подготовлена в рекордные сроки. Впрочем сама идея выставки возникла достаточно быстро, хотя, казалось бы, ничего более естественного не могло случиться в художественной среде Дальнего Востока. Повод для этого был серьезный. 50 лет назад из Владивостока на Шикотан приехала небольшая группа молодых художников, которые надолго связали свою творческую жизнь с Курильскими островами.

История «шикотанцев» («Шикотанская группа» или «Художники на Курилах») в своем роде уникальна, учитывая, что речь идет о региональном неформальном художественном течении. Художникам - «шикотанцам» посчастливилось раскрыть свой талант в молодые годы, найти особенный источник вдохновения, более того, вписать свою страницу в историю советского изобразительного искусства второй половины ХХ века, выработав, как позже обозначат искусствоведы, «суровый стиль». Они добились признания, их картины включали в экспозиции не только городских выставок, но и краевых, республиканских, всесоюзных, более того, вывозили за рубеж. После того, как в 1982 году их работы попали на большую выставку в один из лучших залов Москвы на Крымском валу, о них заговорили критики. И на Курилы потянулась творческая интеллигенция со всего Союза. Если сначала художники ездили вчетвером-впятером, то потом собиралась группа больше двадцати человек. Образ северных территорий становился более узнаваемым, но оставался все так же притягательным.

Все началось с того, что Олег Лошаков и молодые художники Юрий Волков, Владимир Рачев, Игорь Кузнецов, Евгений Корж, Владимир Серов, в большинстве своем в прошлом ученики Лошакова во Владивостокском художественном училище, в поисках натуры отправились на пленер на Сахалин, а оттуда на Курилы. Это была любовь с первого взгляда, взаимная, поглощающая, обогащающая. Безграничная красота природы будила чувства, выпуская наружу дух свободы, дремлющий в каждом Художнике. Нужно понимать, что до 60-х гг региональное искусство, а другими словами, провинциальное, шло официальным курсом, подражая искусству столичному. Понятный, поощряемый властями, социалистический реализм был основной доминантой при выборе сюжетов и техники написания картины. Оказавшись «на воле», лицом к лицу с диким, норовистым, зачастую беспощадным краем, закалявшим характер и так сильных людей, приморские художники удивительно точно научились передавать в своих картинах настроение, энергетику, атмосферу той территории и человека в ней, выходя за рамки «официальной» живописи.

Примечателен тот факт, что, даже выбирая одну и ту же натуру, художники демонстрировали индивидуальный подход к построению композиции, выбору цветовой палитры и интерпретации реальности. Они создали одну эстетику правдивых образов океана, побережья и рыбаков, но сохранили характерные живописные приемы, отличающих их друг от друга. Так, на картинах «шикотанцев» можно часто встретить изображение вулкана Тятя. Но у каждого есть своя история. Например, Юрий Волков, вспоминает, как пограничники на вертолете доставили художников к подножию вулкана, но предупредили, что идет тайфун, предложили поход перенести. Художники были категоричны: если решили подняться – надо вставать и идти. Разбили лагерь, а наутро хлынул дождь. И все-таки сквозь шквальный ветер они дошли до цели, заглянули в кратер, услышали его дыхание и под огромным впечатлением повернули назад. В этом путешествии Юрий Иванович потерял холсты, но спас этюдник, благодаря которому были написаны многие картины. Однако на выставке «Художники Владивостока Курилам» увидеть Тятю можно на картине Евгения Коржа – лиричный пейзаж, дышащий осенним настроением, наполненный мужской поэзией и ощущениями романтики дальних путешествий.

В экспозицию данной выставки вошли картины только четырех «шикотанцев» - Юрия Волкова, Владимира Рачева, Игоря Кузнецова, Евгения Коржа. Но каких шикотанцев! Как уже было сказано выше, они стали ядром нового художественного явления, заложив основание для формирования отличительного почерка приморских художников. Отчасти благодаря им в закрытом городе Владивостоке стал возможен «свой» андеграунд. Поэтому «Художники Владивостока Курилам» - выставка не ретроспективная. Это выставка – благодарность. Благодарность за прошлое, за воспоминания, за настоящее. Помимо картин «виновников торжества», будут представлены произведения еще 35 художников из Владивостока. У каждого из них есть свой вопрос к миру, за плечами каждого – свой опыт, но есть то, что их объединяет – поиск и ожидания, оттачивание мастерства и вера в силу искусства.

«Художники Владивостока Курилам», помимо прочего, - история о современной творческой жизни Владивостока. Так, на выставке можно увидеть картины преподавателя и его студентов: Илья Бутусов и Голованова Анна, Ефремова Евгения, Медведева Анастасия, Федорова Мария. Можно обратить внимание на картины Гуляевой Елены, Копытиной Анны и Кравцовой Екатерины, Котиковой Светланы, которые учились у Гончаренко Вениамина Алексеевича на одном курсе, после которого заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор прекратил свою преподавательскую деятельность. Вениамин Алексеевич был удивительным человеком. После окончания аспирантуры в 1962 году был направлен во Владивосток, где принял участие в создании Дальневосточного педагогического института искусств (в 1992 году переименованный в Дальневосточный государственный институт искусств) как первый заведующий кафедрой и первый декан художественного факультета (1962-1974 гг.). В последние годы своей жизни часто выставлялся со своим учеником – упомянутым уже Бутусовым Ильей.

Поскольку постижение мира идет по разным направлениям, на выставке представлено несколько направлений живописи: портреты, натюрморты и пейзажи. Приморская природа, в которой проявляется и суровость севера, и лиричность юга, увлекает многокрасочностью, внутренней силой, но в той же мере деликатностью и сентиментальностью. Горбачев Сергей, Босак Евгений, Чепиков Евгений, Семенушкин Павел, Углов Виталий, Арсененко Александр, обратившись к пейзажной теме, дают зрителю возможность сравнивать и сопоставлять художественный язык разных авторов, описывающих столь непостоянные настроения природы.

Попович Наталья, Копытина Анна, Кривенко Мария, Романов Михаил через натюрморт характеризуют не только предметы, но и дают свою оценку образу жизни наших современников, порождая многочисленные ассоциации и социальные аналогии.

Городской пейзаж Косенко Виктории, Коваль-Корюковкой Марины, Котиковой Светланы, Меренкова Сергея, Федоровой Марии раскрывают локальные особенности урбанизированного ландшафта. Художественно осмысляя понятия времени и пространства, художники акцентируют внимание на важности обращения ко внутреннему миру человека, которому приходится ежедневно идентифицировать себя в бешенном потоке информации, переполняющей города.

Михаил Павин, Сергей Кирьянов, Коротков Илья, Попович Ирина, Олейник Инга для выставки предоставили фотографии, которые решают не менее точно и не менее важные вопросы, чем живопись. Особо хотелось отметить работы Михаила, которого часто вдохновляло творчество друзей – художников. Однажды в мастерской Андрея Камалова ему на глаза попался старый поцарапанный негатив, который подтолкнул фотографа на мысль, что исходное изображение и артефакты на нем могут иметь одинаковую художественную ценность, если добиться графического рисунка от царапин. Несколько лет экспериментов с песком и пылью на влажном негативе в итоге дали результат. Была создана серия фотографий «Назад в будущее», две из которых вошли в экспозицию.

Выставка «Художники Владивостока Курилам» получилась многозначной, знакомящей с творчеством непохожих друг на друга художников, но благодаря этому каждый зритель сможет найти то, что будет созвучно именно ему, что откликнется внезапно яркой мыслью или эмоцией, принеся ощущение свежего морского ветра, без которого не мыслим ни Владивосток, ни Курилы.

Юлия Климко,

искусствовед